Виды литературы для детей
Детская литература как разновидность литературного творчества, созданного специально для детей – явление сравнительно новое. Так сложилось, что представления о детях как особых существах – личностях, которым свойственны отличные от взрослых интересы и запросы, - получило распространение не ранее XVII века. Соответственно, литературные произведения, которые можно было бы отнести к детскому чтению, созданы недавно – в течение последних трех столетий. А значит, прежде круг детского чтения составляли те же книги, что увлекали взрослых. Кроме того, в обществе бытовали и иные источники знаний – это легенды, баллады, былины, народные волшебные сказки, фантастические повести, исторические сказания, бытовые истории, передававшиеся в устной традиции. Дети и взрослые слушали их все вместе и никому не приходило в голову, подходит ли содержание рассказываемого для ребенка, поймет ли малыш его смысл.
Тем не менее ребенок – это личность со своими особыми потребностями. На эти потребности ориентированы писатели, целенаправленно создающие литературные произведения для детской аудитории. Поэтому автор непременно должен учитывать возраст, уровень развития и спектр интересов своего юного читателя.
Многие произведения фольклора, воспринимаемые нами как традиционно детские, на самом деле таковыми прежде не являлись. Благодаря собирателям и популяризаторам - братьям Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсену, А.Н. Афанасьеву – эти образцы народного устного творчества теперь входят в круг чтения для детей, причем с раннего возраста.
Для юных читателей адаптировали многие «взрослые» произведения, например, романы «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу. Иногда литературой для детей становятся произведения, изначально предназначенные авторами взрослым, но оказавшиеся доступными и понятными читательскому интересу ребенка. Такими произведениями стали «Дети подземелья» В. Короленко, рассказы «Белолобый» и «Каштанка» А. Чехова.
Таким образом, литература, адресованная детям, складывается из трех групп сочинений:
1. Сочинения, написанные специально для детей.
2. Сочинения, написанные для взрослых, но оказавшиеся доступными и интересными для детей.
3. Сочинения, первоначально написанные для взрослых, но теперь перешедшие для чтения к детям.
Основными писательскими «законами» литературного творчества для детей являются следующие:
1. Главные персонажи, как правило, дети – ровесники юных читателей (книги В. Крапивина, В. Каверина).
2. Тематика произведений также соответствует возрасту и интересам детей: путешествия, фантастические приключения, поиски сокровищ, дружба, игры и шалости (романы Р.Л. Стивенсона, М. Рида, рассказы Н.Носова, повести Т. Крюковой).
3. Как правило, в книгах, издаваемых для юных читателей, много иллюстраций, а объем самих произведений невелик – это может быть сборник стихотворений, рассказов, сказок, небольшая повесть (творчество Б. Заходера, К. Чуковского, О. Кургузова).
4. Стиль и язык произведений прост, без унылых размышлений и синтаксических нагромождений (сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова).
5. Развитие сюжета происходит динамично, описаний мало, действие заключается в диалогах персонажей.
6. Как правило, книга заканчивается счастливо, автор реализуют идею победы добра над злом.
7. Кроме собственно развлекательной функции детская литература достаточно мягко воспитывает своего читателя, прививает ему социально значимые ценности (повести Э. Успенского).
8. Современная детская литература также знакомит с историческими, географическими, естественнонаучными знаниями (например, произведения В. Левшина и Э. Александровой).