Издательство Перо — печать книг и журналов

Секреты бумаги для изданий

Для начала небольшое отступление в сторону печати. Разные печатные машины имеют разные возможности. Например, цифровые и офсетные машины не имеют белой краски. Обозначения в полигафии следующие:

  • 1+0 – это значит будет применяться только один цвет на одной стороне (вторая – без печати);
  • 1+1 – один цвет на двух сторонах бумаги;
  • 4+0 и 4+4 – полноцветная печать на одной или обеих сторонах листа.

Цифры могут быть от 1 до 4. Все потому, что в полиграфии используется цветовая схема CMYK, которая состоит из основных 4-х цветов:

  • голубой (cyan);
  • малиновый (magenta)
  • желтый (yellow);
  • черный (kayen).

Так же при офсетной печати возможно добавление пятой краски – пантона, например, золотого или серебряного цвета.

Соответственно, называя полиграфисту тип бумаги, цветность печати (например, 4+4) и тираж, предоставив перед этим макет, вы получите продукцию, точно соответствующую требованиям.

В зависимости от назначения и функциональных особенностей бумага бывает форзацной, дизайнерской, самоклеющейся, самокопирующейся, синтетической, обложечной. В типографиях для книг используется преимущественно офсетная бумага, с которой читать легче. Она имеет шероховатую поверхность и хорошо впитывает чернила. К тому же она не создает бликов, как ламинированная или мелованная бумага, ее применяют в основном при издании иллюстрированных книг.

Стандартные бумаги для печати книг: офсетная и мелованная.

Офсетная бумага – это белая плотная бумага. Стандартная для печати обычных книг. На ней можно писать или рисовать.

Для печати используется офсетная бумага, 65 гр., 80 гр., 100 гр., 120 гр., 160 гр.

Офсетная является самой распространенной в печати. С такой бумаги легко читать, глаза устают меньше, текст воспринимается лучше. На бумажном носителе этого типа печатаются не только книги, но и каталоги, блокноты, альбомы, открытки, брошюры, постеры, этикетки.

У офсетной бумаги есть несколько характеристик. Основная из них — плотность. Стандартным является показатель 80 г/м². Бумага с такой плотностью применяется, например, для книг или офисной техники. Существуют и другие важные параметры:

Прозрачность. Хорошая бумага не должна быть слишком прозрачной. Это затрудняет процесс чтения. Буквы с обратной стороны листа будут просвечивать. Повышенный показатель прозрачности — существенный недостаток издания.

Глянцевость/матовость. Сильная глянцевость обычно характерна для иллюстраций в книгах. Читать текст, который отсвечивает, затруднительно. Глаза будут быстро уставать. В связи с этим в книгах на бумаге с повышенной глянцевостью обычно не печатают много текстовой информации.

Белизна. Она может достигать 98%. Многие предпочитают книги с белоснежными страницами. Они выглядят дороже и красивее. Однако читать с такой бумаги не так удобно, как с листов с меньшей контрастностью цвета.

Впитываемость. Если верхний слой излишне водоотталкивающий, краска не сможет полноценно закрепиться на странице. Со временем она будет стираться. Высокая степень поглощаемости влаги приводит впоследствии к разбуханию страниц, особенно краев.

Процент древесины. Данный показатель определяет срок службы используемого сырья. Для долгосрочного применения подходит бумага из чистой целлюлозы. Однако для периодических изданий может быть выбран материал с 50-процентным содержанием древесины.

Есть и другие характеристики. Так, непосредственно печатник больше внимания обращает на растяжение и прочность. Дизайнеру важна фактура, белизна, прозрачность.

Офсетная бумага в России изготавливается в соответствии с ГОСТом №9094-89

Мелованная бумага – высококачественная бумага с нанесением нескольких слоёв мелования. Каждый повышает белизну и непрозрачность, но снижает эластичность. Важны также глянец (как правило, градаций три — глянцевая, матовая, полуматовая или полуглянцевая).

При печати на мелованной бумаге тоже есть свои особенности. Например, на «глянце» лучше не использовать 100 % заливку черным или темным цветом, так как на поверхности бумаги будут оставаться отпечатки пальцев. Потому для полноценной заливки лучше выбирать листы с матовой поверхностью. Однако такая бумага не даст максимально насыщенные цвета. Потому выбор зависит от ситуации, но здесь лучше довериться профессионалам.

Для печати используется мелованная бумага 90 гр, 105 гр, 115 гр, 130 гр, 150 гр., 170 гр., 200 гр, 250 гр., 300 гр.

Она используется для печати глянцевых журналов, презентаций, книг, в которых важна передача яркости красок. Она имеет красивый внешний вид и гладкая на ощупь.

Так же для книг можно использовать бумагу Ural Brite 80 гр. Это легкая бумага двухстороннего однократного мелования.

Так же при печати книг в некоторых издательствах используется так называемая газетная бумага, «газетка». Это очень тонкая бумага, обычно темного сероватого или желтоватого оттенка. Она изготавливается путем прессования мельчайших частей древесины. Не предназначена для длительного использования. Обычно имеет плотность 40–52 г/м2 (самая распространенная – 48 г/м2). На ней возможна только офсетная печать. Так как цифровая машина просто не захватит такую плотность. Офсетная печать на газетной бумаге может быть полноцветной, черно-белой. В первом случае яркости и насыщенности у оттенков не будет (из-за цвета самой бумаги). Мы для печати книг не используем газетную бумагу.

Для печати так же могут быть использованы различные виды дизайнерских бумаг, которые могут воплотить любой самый смелый замысел автора. Существует много видов дизайнерской бумаги. Она может быть различных цветов и оттенков, быть фактурной или гладкой, иметь какие-либо эффекты. Обычно это бумага плотной структуры, однако есть и по типу кальки. Дизайнерские листы отличаются разнообразием текстуры. Это достаточно капризная бумага. Потому, если вам предоставили на выбор из имеющегося каталога, лучше советоваться с менеджером.

Лучше выбирать более качественные материалы, современные способы печати, глянцевые, твёрдые обложки, которые выглядят ярче и сложнее повреждаются, и надёжное клеевое бесшовное скрепление как альтернативу классическим прошитым книгам. Однако важно не только ориентироваться на общие рекомендации, но и на тематику своего произведения, аудиторию и цели, ради которых осуществляется печать. Только лишь совокупность факторов позволит правильно понять, какой должна быть будущая книга.